Каталог статей
Меню сайта

Категории статей
Мои статьи [7]

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта
be number one RussianLink.com AlfaInternet.su - бесплатная регистрация сайтов в каталогах поисковиках реклама сайтов

Наш опрос
Самая лучшая музыка?

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 41


» Каталог статей » Мои статьи
Вокзал и почта в Луге

Вокзал и почта в Луге
Вокзал и почта в Луге
Для лужской почтовой станции был выбран образцовый проект здания в "египетском стиле". В то время увлечение египетскими мотивами было достаточно широким. Вспомните знаменитых сфинксов на Университетской набережной в Петербурге, "Египетские ворота" в Царском селе. В архитектуре лужской почтовой станции, действительно, можно найти заимствования из храмового зодчества Древнего Египта: башенно-образное завершение основного корпуса, его плоский силуэт, детали орнамента. И все же здание почты больше напоминало готические постройки, чем архитектуру страны фараонов. Готическая стилистика в русской архитектуре середины второй половины XIX века имела более широкое распространение, чем египетская.
Сходство лужской почтовой станции с готическими постройками достигалось использованием стрельчатых надоконных арочек и круглых окон при завершении центральной части фасадов. По бокам почтового двора тянулись корпуса флигелей, в которых размещались помещения конюшен, каретники и другие службы.
Любопытно, что подобный проект уже был применен для строительства почтового дома в уездном городке Езироссы Ковенской губернии, переименованном в конце 30-х годов прошлого века в Новоалександровск. В 1841 году проект был окончательно утвержден и новое здание почты украсило город. Оно было обращено в сторону центральной площади, и поэтому просматривалась издалека, почти от самого въезда в Лугу через Санкт-Петербургские ворота.
Когда в 1990-е годы сносили почтовую станцию, то конечно, думали на ее месте построить новое красивое здание. Новое здание построили, но красоты городу оно не добавило. Этот печальный пример убедительно доказывает какой вред наносит историческому своеобразию города бездумный снос старых построек. Задача состоит в том, чтобы найти возможность сохранения и использования архитектурных памятников города в каком-то новом качестве, через их реставрацию и восстановление в возобновленном виде.
Вид Базарного переулка и Успенской улицы показан на фотографии. На первом плане стоит уже знакомое нам здание присутственных мест (Лужского ОВД), слева от него - здание народной школы (ныне школы № 2). Оба построены по проектам Ф.И. Волкова. Правее от них - флигель присутственных мест (ныне здание прокуратуры), затем городской дом, в начале XX века перестроенный под начальное училище, далее обывательские дома.
На рисунке хорошо видны элементы благоустройства шоссейного полотна с перилами и столбами ограждений. Рисунок наглядно показывает какой была Луга 150 лет тому назад. В 1839 через Лугу прошла 1200-километовая линия оптического телеграфа. Первый в мире оптический телеграф был построен в 1794 году между Парижем и Лиллем братьями К. и И. Шапп. Установленное на высокой башне устройство из подвижных реек действовало по типу семафора.
В том же году в России изобретатель-самоучка И.П. Кулибин (1735-1818) создал свою модель оптического телеграфа на основе использования световых сигналов, в свое время так и не нашедшую практического применения.
Первые линии оптического телеграфа у нас стали строиться под давлением военно-политической необходимости. В 1824 году была налажена связь столицы со Шлиссельбургом, в 1834-м - с Кронштадтом, в 1835-м - Гатчиной и Царским селом.
Варшавская линия состояла из 149 башен высотой около 15 м, стоявших друг от друга на расстоянии 8 км по условиям предельной видимости. От Петербурга до Варшавы сигнал проходил за 15 минут. Депеша в 40 знаков передавалась за 22 минуты. Одна из башен телеграфа размещалась на лангиной горе за Медведским шоссе.
Сохранилось также изображение первого лужского железнодорожного вокзала. Вокзал представлял собой постройку с центральным двухэтажным объемом и боковыми одноэтажными частями, полуподвальными помещениями. Здесь трудно рассмотреть черты типичные для вокзальной архитектуры, пока еще бывшей новой и малоосвоенной темой в российском зодчестве. Здание вокзала больше напоминало городской или загородный особняк. Лишь общий аскетизм архитектурного облика указывал на казенное назначение здания.
Проект первого здания лужского вокзала разработал С.В. Мяновский, выпускник открытого в 1842 году столичного Института гражданских инженеров, в советское время широко известного как Ленинградский инженерно-строительный институт. Институт был создан для подготовки специалистов по решению инженерно-технических проблем в промышленном и гражданском строительстве, освоению новых строительных материалов и технологий. На рисунке видно, как выглядели паровоз и вагоны того времени, водонапорная башня с бревенчатым верхом, железнодорожная насыпь. Здание вокзала скорее всего было построено в 1858 году, год открытия движения поездов из столицы до Луги. Длительные сроки строительства Петербургско-Варшавской дороги объясняются его перерывом по причине Крымской войны. Перенос трассы главной улицы города усилил градостроительное значение нынешнего переулка Связи, ставшего соединительным звеном между новым и прежним участками шоссе. Активизировалась застройка прилегающих к нему кварталов. Один из них, современная площадь Мира, где сейчас находится Дом культуры, стал местом размещения складского комплекса. Здесь параллельно друг другу и Покровской улице были выстроены корпуса соляного и провиантского магазинов, за которыми торцами к ним стояли два корпуса винного магазина.
Лицевым фасадом к винному магазину разместилось здание пожарного депо, построенного на углу с Никольской (пр. Урицкого) улицей (на ныне пустующем участке за бывшим зданием Горкома КПСС). Исключительно интересным был проект застройки переулка на участке между Покровской и Успенской улицами.
До 1839 года здесь находился деревянный двухэтажный дом со службами, в котором останавливался А.С. Пушкин. В 1840-му году он был сломан и на его месте решено было строить каменное здание почтовой станции. Одновременно на угловом участке было намечено строительство каменного Гостиного двора с галереями вдоль Успенской улицы. Угловой участок со стороны Покровской улицы был отдан купцу Кожевникову для устройства каменной торговой лавки. Все строения должны были иметь общее художественное решение с использованием готических форм, производить впечатление монументального архитектурного ансамбля. К сожалению, этот замысел не получил полного воплощения. Из всего комплекса было построено только здание почтового дома с боковыми флигелями, одно из интереснейших зданий старой Луги. До постройки громадного Воскресенского собора оно оставалось ведущим среди городских построек и заслуживает подробного рассказа. Типовые проекты используются не только в наше время. В России они были в ходу уже с Петровских времен. Но если современное типовое проектирование убивает в архитектуре все художественное, то раньше, так называемые, образцовые проекты разрабатывались для того, чтобы придать городам должный архитектурный вид, постройкам - определенное стилистическое решение.
Категория: Мои статьи | Добавил: poligon (2006-05-02)
Просмотров: 2247 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Хостинг от uCoz